Балет Баядерка

Музыка : Людвиг Минкус — Хореографии : Рудольф Нуреев по Мариусу Петипа

Это первая роль Нуреева в Париже с Кировским Театром 19 мая 1961 года. Тогда Баядерку ставили лишь в СССР и в Париже исполнили только третий акт, Теней, которого Нуреев считал абсолютным шедеврем Петипа.

Незабываемо явление молодого человека в синем легком индийском хитоне – нарисованном им -, в белом поясе, с тюрбаном и султаном на лбу, рядом с Ольгой Моисеевой в дуэте шарфа, или человека-птицы в своей вариации второго акта, которую в виде исключения в тот вечер включили для Нуреева в «Тени». Парижская публика моментально влюбилась в молодого кумира.Нуреев вновь поставил этот акт на западе, впервые для Королевского Балета в 1963 году, затем для Парижской Оперы в октябре 1974 года. Он танцевал роль Солора с Ноэллей Понтуа.

Нуреев любил рассказывать в каких условиях он дебютировал в Баядерке в Кировском Театре в 1959 году :

«Наталья Дудинская, старше меня на двадцать пять лет, потребовала от своего мужа, Константина Сергеева, директора балета, чтобы я эту роль впервые исполнил с ней. В день спектакля, утром, она мне позвонила и объявила, что она порезала палец и что выступления вечером не будет. «Не может быть» крикнул я, «Мои родители специально из Уфы приехали на меня посмотреть ! Дайте мне выступить с другой партнершей». «Нет, ты эту роль репетировал со мной и я не хочу, чтоб ты танцевал с другой». Я так плакал и умолял, что Дудинская в конце концов уступила и Ольга Моисеева согласилась танцевать в тот же вечер три акта из Баядерки без репетиции. Успех я получил такой, что многие подошли к моим родителям и поздравили их за то, что у них такой одаренный сын. Впервые мой отец был мной горд !»

 

Подробнее:

последняя хореография в трех актах Нуреева для Парижской Оперы в выпуске Эдзио Фриджерио. По случаю этой премьеры, 8 октября 1992 тяжело больной Нуреев последний раз выступил перед публикой с Изабель Герэн, Элизабет Плятел и Лоран Илэр. Потрясенная публика стоя устроила ему овацию. В этот вечер Париж отдал должное великому артисту и хореографу и обнаружил настоящий до сих пор неизвестный шедевр.