Раймонда

Raymonda Noureev

Музыка : А. К. Глазунов — Хореографии : Рудольф Нуреев по Мариусу Петипа

Поступив в Ленинградский Кировский Театр в 20-илетнем возрасте, в конце 1958 года, Рудольф Нуреев, в матре следющего года, исполнил роль одного из рыцарей из па-де-катр третьего акта Раймонды (на музыку Глазунова, в хореографии Петипа, пересмотренной в 1938 году Юрием Слонимским и Василием Вайнонен). Перешедший на Запад молодой Нуреев восстановил по памяти этот па-де-катр для концертов во Франции. Затем он придумал аранжировку Венгерского Дивертисмента для выступлений в Каннах и Париже с Розеллой Хайтауэр, Соней Аровой и Эриком Брюном.

Но Раймонда – первый трехактный балет, постановленный Нуреевым на Западе. Он сначала его поставил для фестиваля в Сполето в 1964 году с Королевским Балетом. Марго Фонтейн должна была танцевать главную роль, но ее срочно вызвали в Лондон, где ее муж, панамский дипломат, попал в покушение. Нуреев танцевал роль Жана де Бриен с Дорин Уэллс. Французские кинорежиссеры Филипп Коллен и Пьер Андре сняли на месте очень интересный документальный фильм «Нуреев в Сполето», в котором Рудольф признается, что он лишь четыре раза танцевал па-де-катр в Кировском Театре и также четыре раза видел целый балет. Только по этим воспоминаниям он взялся за постановку трех актов Раймонды. Через год Нуреев поставил этот неизвестный на Западе балет для Австралийского Балета, который парижская публика увидели в театре Шанзелизе в ноябре 1965 года с ним и Марго Фонтейн. Нуреев играл роль дворянина Жана де Бриен, покидающего свою невесту Раймонду и отправляющегося в Палестину к Крестоносцам. Он возвращается в последнем акте со своим соратником, королем Андреем Венгерским, и спасает невесту от злого сарацинского начальника Абдерама, который хотел ее похитить. Хореограф очень гордился своим первым балетом и особенно любил третий акт, включающий Венгерский Дивертисмент к свадьбе героев. Этот акт он включил в репертуар Королевского Балета в Лондоне и Норвежского Балета в Осло. Нуреев создал новую версию Раймонды, гораздо длиннее, чем в Сполето, полностью переработав аргумент и хореографию, добавил большое количество своеобразных вариаций для Жана де Бриен. Эту версию он создал для Цюрихского Балета в 1972 году и, кое-что передумав, представил ее Американскому Балет Театер в Бостоне в 1975 году. Раймонда – первый балет Нуреева, ставшего в 1983 году директором балета Парижской Оперы.

Сам он не учавствовал на премьере этой окончательной версии, в роскошной продукции Николаса Георгиадиса, где выступали восемь первых танцоров ! Ивэт Шовире, Элизабет Плател (Раймонда), Шарль Жюд (Жан де Бриен), Жан Гизерикс (Абдерам), а еще Моник Лудьер, Клод де Вюлпьан, Патрик Дюпон и Франсуаз Легре ! Именно в этот вечер парижская публика обнаружила двух потрясающих танцовщиков в виртуозном дуэте : Лоран Илер и Манюэль Легри. С этим балетом Нуреев подтвердил действительный хореографический талант, который не признавали многие клеветники. Не только этим виртуозным дуэтом и некоторыми блестящими ансамблями, но особенно его оригинальным подходом к роли Абдерама, которую в СССР и в России при Петипа играл мим. Нуреев превратил ее в танцованную роль и придумал две великолепные вариации для Абдерама во втором акте, полные восточной чувственности, вероятно основанные на народных танцах его детства в Уфе и на характерных балетах как Гаянэ Нины Анисимовой, одной из его первых ролей в Кировском Театре. Обладая врожденным чутьем к театру, хореограф превратил Жана де Бриен в милого принца, противоположного Абдераму, мужественному и непримиримому соблазнителю, волнующего Раймонду во сне. Все первые танцоры и балерины Парижской Оперы выступали в балете Нуреева, в частности Сильви Гийем и Флоранс Клер во время триумфальных гастролях в Мет в Нью-Йорке в 1984 году. Рудольф Нуреев неоднократно в течение своей карьеры танцевал роль Жана де Бриен, но с большим удовольствием исполнил роль Абдерама, выражая весь свой татарский темперамент. В декабре 1983 года, Ив Андре Юбер снял балет целиком и в красках для французского телевидения, с Ноэллей Понтуа, Рудольфом Нуреевым, Жаном Гизерикс и Балетом Парижской Оперы. Неоценимое свидетельство для следующих поколений об искусстве танцора и хореографа.