1984 — Бах Сюита

Музыка : Иоганн Себастиан Бах — Хореографии : Франсин Лансело и Рудольф Нуреев

В 1983 г, когда он стал директором балета Парижской Оперы, Нуреев увидел спектакль барочного танца «Рамо волшебник» в Версале в исполнении труппы « Ris et Danceries » с иключительным участием первой балерины Уильфриды Пьолле.

Соло для Рудольфа Нуреева

Создано 26 апреля 1984 г в Театре Шанзелизе в рамках спектаклей Балета Парижской Оперы

Это было открытием для Рудольфа Нуреева, который стал интересоваться старинными танцами, когда был проездом в Ленинграде. Нуреев увлекся работой балетмейстерши Франсины Лансело и захотел взяться за древний, хотя новый для него и большей части французской публики, стиль. Франсин Лансело вновь открыла и возродила «Красивый Танец». Но Нурееву нуждо отдать должное за то, что он поспособствовал оффициальному признанию этого стиля, записав его в репертуар Оперы.
Увидев балет «Волшебник Рамо», Нуреев попросил у Франсины Лансело ему поставить соло под Сюиту N°3 в до мажоре для виолончели Баха, его любимого музыканта (чьи «Инвенции» он часто играл на клавесине или рояле). У балетмейстерши тут возникло затруднение : она была специалисткой по французским танцам, а Бах – немец !

«Тогда не было барочных танцев для такой музыки. Баха не знали во Франции, считались только с Рамо» ответила Франсина Лансело в газете «Ле Монд» Марселе Мишель. «Пришлось создать па и аншенманы, исходя из существующего словаря».
«Меня удивляет, как Нуреев усваивает такие сложные аншенманы, он работает без записок, только по примерам. Он инстинктивно нашел естественные движения рук, смысл. Когда я указываю, что орнамент находится до ноты, он понимает и моментально реагирует. После нескольких лишь репетиций он фактически силу заменил изящностью. Вообще он во все вкладывает много энергии и не доверяет своей чувствительности ; но он сверходаренный артист, тогда как я простая ремесленница» (статья включена в книге «Рудольф Нуреев в Париже» в изд. Ля Мартиньер).

Для постановки «Сюиты Баха» Франсина Лансело основалась на справочнике 1725 г : «Мастер танца» Пьера Рамо, балетмейстера и теоритика (1674-1748), которого следует не путать с Жан-Филиппом Рамо (1683-1764), знаменитым композитором «Галантной Индии». В своем сочинении – кстати современном Сюитам Баха – Пьер Рамо подробно описывает каждое па примерно сорока танцев, исполняемых при Людовике XIV на придворных балах и в балетах Оперы. На фотографиях репетиций «Сюиты Баха», напечатанных в программе премьеры в 1983 г, очевидно сходство аттитюд Нуреева и гравюр книги Пьера Рамо.

«В барочном стиле, писала тогда балетмейстерша, сочетаются картезианская логика (оформление пространства и гармоничность тела танцора) и утонченная чувственность, выражающие переживания еще лучше, чем в действительности. В «Мастере танца» Пьер Рамо напоминает о «необходимости уметь принять грациозную позу…». Это довольно сложное мастерство : этот танец требовал не мощных мускул, не спортивных достижений, а определенного сосредоточения для согласования движений рук и ног». Это настолько трудно, что, по словам Франсины Лансело, на первых репетициях Нуреев страшно волновался и дрожал как лист.

Photo : Bach Suite 6th June 1984 Suzanne Richelle Whitehead