1938

17 марта. Рождение Рудольфа, четвертого ребенка и единственного сына Хамета и Фариды Нуреевых, в Транссибирском поезде, недалеко от озера Байкал. Детство и юношество он проводит в Уфе, столице советской ресвублики Башкирии. Родители – татарские мусульмане. Против воли отца он занимается народным танцем и учится классическому танцу в Уфимском Театре.


1955

24 августа. Рудольф Нуреев поступает в престижную Вагановскую балетную школу в Ленинграде. Он там познакомится с любимым профессором, Александром Пушкиным.


1958

На выпускном спектакле Рудольф Нуреев выступает в па-де-де из Корсара с Аллой Сизовой. Он поступает солистом в труппу балета Кировского (бывшего Марийнского) Театра, лучшую труппу СССР.

28 октября. Дебют в Кировском Театре, в па-де-труа из Лебединого Озера. По мере выступлений Рудольф Нуреев становится одним из кумиров публики.


1961

Гастроли Кировского Балета в Париже. Рудольф Нуреев получает поражающий успех при первом же появлении на сцене Парижской Оперы 19 мая, в акте «Теней» из Баядерки.

16 июня. Рудольф Нуреев «выбирает свободу» и просит политического убежища в аэропорту Ле Буржэ перед посадкой в самолет, отправляющийся в СССР. На следующий же день его принимают в Балет Маркиса де Куэваса. Решающая встреча с Эриком Брюном, первым танцором Королевского Балета Норвегии.

 


1962

Отправляется в Копенгаген, где изучает Бурнонвильский стиль с Эриком Брюном.

21 февраля. Первое выступление в Жизели с Марго Фонтейн и Королевским Балетом в театре Ковент Гарден. Рудольф Нуреев становится приглашенным артистом этой труппы до 1977 года. Начало «рудимании».


1963

12 марта. Первый показ балета Маргерита и Арман, в хореографии Фредерика Аштона для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева ; он станет их любимым балетом.

27 ноября. Впервые Рудольф Нуреев ставит хореографию Мариуса Петипа, акт «Теней» из Баядерки, для Королевского Балета. Его карьера становится международной. Он в качестве первого танцора выступает со всеми лучшими труппами в Европе, в США, великолепно исполняя так же роли принцев существующего репертуара, как и новые постановки Фредерика Аштона, Руди ван Данцига, Ролана Пети, Мориса Бежара, Джоржа Баланчина, Глена Тетлея, Марты Грэхем или Мэррей Люиса. Он бетерся за перепостановку основных балетов, задуманных в России в конце XIX века Мариусом Петипа : Спящая Красавица, Щелкунщик, Дон Кихот, Лебединое Озеро, Раймонда. Он создает Танкреди и Манфред.


1983

Рудольф Нуреев назначен директором балета Парижской Оперы. На этом месте он останется до 1989. Он возрождает труппу, приглашает многих современных хореографов и профессоров, создает Золушку, «Washington Square»…


1989

Наконец получив разрешение советских властей, Рудольф Нуреев выступает в Сильфиде в Кировском Театре в Ленинграде, где он был в последний раз в 1961 г.
Он встречается с матерью и семьей.


1990

Он участвует в музыкальной комедии Король и Я в США. Еще раз выступает в Песни Странствующего Спутника в Париже. Посвящается дирижированию.


1992

8 октября. Первое представление Баядерки в Дворце Гарнье, в хореографии Нуреева по Мариусу Петипа.


1993

6 января. Смерть Рудольфа Нуреева в 54 летнем возрасте в больнице Вечной Помощи в Левалуа-Перрэ.
Согласно его желанию он похоронен на русском кладбище Сэнт Женевьев дэ Буа, в парижском районе.