Дон Кихот

 Рудольф Нуреев и Ноэлла Понтуа в «Дон Кихоте» - 1981 - Франсетт Левье / Фонд Рудольфа Нуреева - Музыка : Людвиг Минкус - Хореографии : Рудольф Нуреев по Мариусу Петипа

Без Дон Кихота и не было бы Нуреева !

Зимой 1960 года Жанин Рэнге, из Парижского Литературно-Артистического Агенства по вопросам русско-французских культурных обменов, оправилась в Ленинград для организации первых гастролей Кировского Балета на Западе. Однажды она увидела афишу, объявляющую выступление неизвестного тогда балета, Дон Кихот Мариуса Петипа, на музыку Лудвига Минкус. Ее отговаривали, но она пошла.

Она восхитилась молодым Нуреевым в роли хитрого цирюльника Базилио. Она с изуммлением обнаружила, что лучший по ее мнению танчовщик в мире не состоял в списке артистов, участвующих в гастролях. Она потребовала, чтоб его вписали, но ей ответили, что этому недисциплинированному человеку запретили выезжать заграницу. Жанин Рэнге даже обратилась к советскому министру культуры, госпоже Фурцевой, чтобы Нуреева пустили во Францию в мае 1961 года. Дон Кихот не был в программе. Нуреев поставил первую полную версию балета на западе, по хореографии Петипа, без многочисленных изменений, принесенных в Москве в течении XX-го века. (Дон Кихот – единственный балет Петипа, первое выступление которого было в Московском Большом Театре в 1869 г.).

Он создал хореографию и танцевал Дон Кихота для Венской Оперы в 1966 г, затем для Австралийского Балета в 1970 г. Два года спустя он произвел киносъемку балета в Мэльбурне, где он танцевал роль Базилио с Люсет Альду, в роли Китри, и Австралийским Балетом. Фильм вышел через год. Нуреев заново поставил этот балет в 1977 г для Цюрихской Оперы и в 1980 г для Народного Норвежского Балета.

Нуреев особенно любил виртуозность, красочность и веселость роли Базилио, не похожую на роли романтических принцев современного репертуара. В Базилио он выражал свой юмор, резвость и жизнерадостность. Дон Кихот – также первый фильм Нуреева-кинопостановщика, при момощи Роберта Хелпмана (в поли Дон Кихота) ; Нуреев в нем проявляет действительные способности к постановке, как он позже повторит в парижских киностудиях с фильмованной версией своего балета Щелкунщик.