Либретто (по сказке из собрания «Тысяча и Одна Ночь»),
декорации и костюмы : Александр Бенуа

Роли, созданные Идой Рубинштейн, Вацлавом Нижинским, Энрико Чекетти и Русским Балетом Сергея Дягилева 4 июня 1910 г в Парижской Опере. Золотой Раб – последняя роль Фокина, записанная в репертуар Нуреева, в 1978 г в Нью-Йоркском Мэт с Лондон Фестиваль Балетом. Он еще в ней выступит в Вашингтоне и Лондоне в 1979 г. Затем 12 лет спустя он опять изобразит этого весьма чувственного персонажа на гала, снятом телевидением, 31 декабря 1991 г в Вене. Это будет одно из его последних появлений на сцене до смерти : он еще выступит четыра раза, заключая свою карьеру 29 февраля 1992 г в роли Феи Карабосс в Берлинской Опере. Шаха Шахрияра убедил брат Земан, что его любимая рабыня, красивая Зобеида, ему изменяет. Он делает вид, что уходит на охоту. Он еле отошел, как женщины гарема уговаривают начальника Евнухов отворить ворота пленным рабам, чтобы они вместе могли предаться любовным развлечениям. Самый из них красавец, Золотой Раб, пленит Зобеиду, поддающуюся его пылким объятиям. Шахрияр появляется в самый разгар оргии и приказывает истребить рабов и фавориток. Он не решается осудить Зобеиду, просящую у него прощения, но видя, что ее усилия бесплодны, она предпочитает заколоться ножом у ног своего хозяина, чем быть позорно убитой, как ее подруги. Балет произвел сенсацию красотой восточных декораций и костюмов А. Бенуа, который стал сильно влиять на моду и прикладное искусство в Париже той эпохи.